СПРАВКА: Чикаго - третий по числу жителей (после Нью-Йорка и Лос-Анджелеса) город США, второй по значимости финансовый центр страны (после Нью-Йорка) и крупнейший транспортный узел Северной Америки. Расположен на юго-западном побережье озера Мичиган в штате Иллинойс.
Город Уолта Диснея и Аль Капоне намерен стать туристической Меккой.
Ветреный мистер Чикаго
Чаще россияне в Америку едут по делам (Вашингтон), навестить родственников (Нью-Йорк), потусоваться на вручении Оскаров (Лос-Анджелес). Или, если уж совсем при деньгах, – на отдых (Майами, Орландо или Гавайи). Но если кому-то помимо типичных американских стеклянно-бетонных даунтаунов и дежурных хайвеев захочется увидеть самые высокие в мире здания и полюбоваться сразу тремя эпохами мировой архитектуры, не говоря уж о природных красотах, то стоит поехать в Чикаго – город на берегу озера Мичиган с почти тремя миллионами жителей и кучей прозвищ -«ветреный город», «рабочая лошадка», «сити больших плеч», «среднезападный перекресток».
В ХХ веке Чикаго стал знаменитым благодаря джазу, перекочевавшему сюда в 20-е годы из Луизианы, и двум своим гражданам, известным не только в США, но и во всем мире – гангстеру Аль Капоне (держал под контролем монополию на торговлю спиртным целых 20 лет) и мультипликатору Уолту Диснею (родился в Чикаго и здесь же умер в 1966 году, а своего развеселого мышонка придумал в 1928-м).
Позднее, прежде чем перебраться на самую южную оконечность Флориды в Ки-Уэст, в пригороде Чикаго Ок-Парк жил и работал Эрнест Хемингуэй. Ну, а в наши дни город прославился на весь мир благодаря баскетбольной команде «Чикаго буллз», а точнее, ее самому главному игроку – Майклу Джордану, прозванному «Его Воздушеством» за броски по кольцу в прыжке. Правда, теперь Джордан сменил «быков» на «чародеев» и играет за команду «Визардс» в Вашингтоне, но чикагцы по-прежнему считают его своим и даже присвоили звание почетного гражданина города. Ну, а если вспомнить историю Чикаго – то началась она с катастрофы, обернувшейся удачей.
Когда в 1674 году первые белые переселенцы из Ирландии и Италии попали в устье речки Чекугу («большая гиблая вода» - так называли ее индейцы), их встретили кишащие комарами болота и враждебные индейские племена. Однако поселок, построенный при впадении реки в озеро Мичиган, постепенно рос - главным образом, из-за выгодного географического положения, и в 1837 году получил статус городка с населением в 5 тысяч человек.
Чикаго стал привлекать все больше торговцев, плотников и других ремесленников, и соответственно - активно застраиваться. И процветать бы городу быстрыми темпами, если бы 8 октября 1871 года не случился в нем опустошительный пожар, продолжавшийся три дня и прозванный, как, впрочем, и все в Америке, «великим». Около 10 квадратных километров городских застроек выгорело дотла, в пепел превратились две трети зданий - все они были из дерева, так же, как и городские тротуары, 300 граждан Чикаго погибло в огне, а 90 тысяч остались без крова. Но город отстроили заново, лучше прежнего, и уже в 1882 году, используя судоходные преимущества всей системы Великих Озер и ближайшего озера Мичиган, а также рек Чикаго и Огайо, он был самым крупным портом Северной Америки.
Пожар сделал для Чикаго доброе дело. Благодаря ему, впервые в Америке архитекторы всего мира, а не только Соединенных Штатов, получили возможность грандиозных экспериментов по строительству самых вычурных и оригинальных зданий, что называется, с чистого листа в действующем мегаполисе.
Когда оставшееся после пожара пепелище расчистили, сразу встал вопрос: что теперь на пустом месте возводить. Здания, стоявшие в Чикаго раньше, многим не нравились, а построить что-то экстраординарное не давали местные законы, по которым каждый клочок городской земли, даже выжженная пустошь, стоил кучу денег. И тогда было решено - строить не вширь, а только вверх. Так в 1882 году в городе был построен первый в мире небоскреб высотою целых 26 этажей. Можно себе представить, какой фурор он произвел и как много было желающих не только взобраться на его крышу и посмотреть вниз, но и приобрести в небоскребе офис или квартиру.
За первым небоскребом последовали другие, благо в самом центре Чикаго нетронутыми пожаром остались лишь два здания – старая водонапорная башня (сохранилась до сих пор - там теперь расположен туристический центр) и пожарная станция напротив нее. За десять лет были сооружены импозантные свечки нынешней Торговой биржи, Меновой биржи и Финансового управления города. Эти первые в Штатах высокоэтажные здания заложили основу для других архитектурных экспериментов, которые осуществляли в Чикаго ведущие американские и зарубежные градостроители – Фрэнк Ллойд Райт, Луис Салливан и Даниел Бернхэм.
Вторая волна «архитектурных причуд» охватила Чикаго в 40-е годы. Здания типа Ригли Билдинг (Wrigley Building ), свечка Чикаго Сан (Chicago Sun Tower) и другие были построены по тем же канонам – этажей становилось больше, а наверху каждого нового небоскреба старались придумать нечто экстравагантное и оригинальное – типа копии Нотр-Дам-де-Пари или купола Собора Св. Петра в Ватикане.
И, наконец, третья архитектурная «волна» накрыла Чикаго в конце 60-х - начале 70-х годов. Именно тогда в городе развернулось строительство небоскребов-чемпионов. Сейчас в Чикаго официально зарегистрировано шесть из двадцати пяти самых высоких зданий на планете, причем, несмотря на теракты в Нью-Йорке, чикагские архитекторы намерены строить новые свечки, еще более впечатляющие, чем те, что уже принесли городу немалую славу.
Самым высоким зданием в Чикаго и во всей Америке является 110-этажный комплекс башен Сиарс (Sears Towers), построенный в 1973 году. Долгие годы это был наиболее посещаемый уголок Чикаго, но, приехав в город в ближайшее время, турист может испытать разочарование - к башням Сирс не подпустят. Ссылаясь на угрозу террористических атак, владельцы здания закрыли не только смотровую площадку на высоте птичьего полета, но и вообще все помещения башен.
А вот конкуренты Сирс решили делать деньги несмотря ни на какие угрозы. Вторая по высоте в Чикаго (и четвертая – в Америке) башня АМОКО - Amoco Building гостей к себе на крышу пускает, но гость при этом должен быть членом расположенного на 101-м этаже частного клуба или прийти с одним из его завсегдатаев.
Еще более активно привлекают туристов на башне Хэнкок (Hanckock Building). Строили ее пять лет, копируя Эйфелеву башню в Париже, и открыли в 1970 году. 96 этажей башни с помощью металлических пластин стянуты в трапецию, сама она держится на четырех колоннах, каждая весом в 100 тонн, а высота ее достигает 372 метров. Кстати, в Хэнкоке расположены и самые высокоэтажные в мире квартиры – жильцы здесь обитают на высоте 89-го этажа.
Со смотровой площадки на 94-м этаже, куда можно подняться за 40 секунд, открывается потрясающая панорама не только всего Чикаго, но и четырех лежащих вокруг штатов - Индианы, Иллинойса, Висконсина и Мичигана.
А внизу, у подножья Хэнкока, построены еще три чикагские знаменитости - самые большие в мире вертикальные торговые молы (универмаги), грандиознейший из которых – Блумингсдэйл. Обычно гости города заходят в них утром и с трудом выволакивают ноги лишь поздно вечером.
ЧУДЕСНАЯ МИЛЯ И САМАЯ ИТАЛЬЯНСКАЯ ПИЦЦА
Первое, что узнаешь, прилетев в городской аэропорт О Хара: он, оказывается, мировой рекордсмен по количеству перевозимых пассажиров. Местный аквариум Шедд, который выходит прямо в подводный мир озера Мичиган - опять-таки самый большой крытый водный парк на планете.
А еще в Чикаго больше разводных мостов, чем где бы то ни было в мире - по крайней мере, так утверждают местные туристические проспекты, хотя в Санкт-Петербурге наверняка с этим не согласятся, и самые большие по площади парки – Грант-Парк и Линкольн-Парк.
Вообще как такового «Чикаго с одним лицом» просто не существует – здесь есть Маленькая Италия, Чайна-Таун, Царство Юго-Восточной Азии, целые районы, которые населены только пуэрториканцами, литовцами, украинцами, белорусами. Они живут своими общинами и зачастую вообще не контактируют друг с другом. Отсюда – еще один повод для гордости: самое большое в Америке количество польских и перуанских ресторанов, естественно, тоже здесь, а пицца, которую готовят в маленьких ресторанчиках выходцы с Апеннин, считается «самой итальянской» из тех, что за пределами Италии.
Каждый год сюда приезжают 30 миллионов гостей. Для того, чтобы городские чудеса архитектуры стали им понятнее и ближе, построен один из лучших в Америке Художественный институт, выставки которого привлекают ценителей искусства со всего света. Здешние коллекции импрессионистов могут сравниться только с музеем Дорсэ в Париже. А в самом центре города есть целая улица театров, где самыми популярными остаются бродвейские мюзиклы и джазовые постановки.
Но все-таки, пожалуй, главная достопримечательность Чикаго - так называемая «Чудесная миля», участок Норс Мичиган авеню (North Michigan Avenue), на котором стоят огромные небоскребы с самыми дорогими магазинами мира. Magnificent mile, даже если вы там ничего не купите, стоит того, чтобы по ней пройтись и поглазеть на экзотические прилавки. Кстати, в рождественские праздники именно на этом участке Норс Мичиган авеню на 200 деревьях вывешивают ровно миллион разноцветных лампочек, которые придают всему району по-настоящему сказочный вид.
Если захочется пообщаться с местным «морем» – озером Мичиган, изумительно красивым, причем не только жарким летом, но и студеной зимой, особенно для тех, кто любит кататься на коньках, - то специально для развлечений и прогулок построен «Нэви Пирс» (Navy Pier) – врезающийся в водную гладь пирс, с которого открывается фантастический вид на Чикагские небоскребы и 45- километровые окрестные пляжи. Здесь же - уникальный музей витражей с религиозной тематикой. Масса приезжающих в Чикаго туристов расселяется сообразно толщине кошелька: или - вдали от центра (что при прекрасно работающем метро, в принципе, не проблема – от аэропорта до центра города под названием «Петля» (Loop) всего 20 минут езды), где отели подешевле, или - в центре, платя по 200 - 350 долларов за номер в «Видхэме», «Марриотте» или « Рэдиссоне».
Сегодня «ветреный город» не намерен конкурировать с Лос-Анджелесом или Нью-Йорка роскошными выставками или помпезными парадами. Его жители просто-напросто считают свой город «самым-самым в мире». И если в этом и есть немного преувеличения, то – лишь чуть-чуть.
По материалам Юрия Сигова
Chicago, Illinois, U.S.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
- ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ
Селиться в Чикаго лучше всего в районе «Петли» (Loop) или «Чудесной мили» – все другие районы небезопасны, а в некоторых (начиная с 22-й улицы и дальше на восток) – даже в светлое время суток лучше не показываться. - ТРАНСПОРТ
Самый лучший вид транспорта для перемещения по городу и его окрестностям – метро, особенно его кольцевой участок «Петля». Такси, как и везде в Америке, удовольствие достаточно дорогое, а постоянные пробки, особенно в центре, делают его и вовсе бесполезным.
Если вы взяли напрокат машину, то парковка, особенно в центре, станет сущей пыткой. Поcтавить машину на сутки в гараж при отеле стоит 30 долларов. Во всех ресторанах, театрах и вечерних заведениях действует система «валет паркинг», то есть вы оставляете машину местному бою, платите 9 долларов и потом, выходя из ресторана, даете ему еще 2-3 доллара «на чай». Сразу предупреждаем: эти «бои» никакой ответственности за вашу, непонятно где запаркованную, машину не несут. Зачастую через две недели вам приходит штрафная квитанция за неправильную парковку, в которой повинен тот самый «валет-паркинг», но с него вы уже ничего обратно не получите. - ЧТО ПОСМОТРЕТЬ
Самый лучший вариант осмотра всех чикагских небоскребов (правда, только в хорошую погоду) – прокатиться на маленьком пароходике по одноименной реке с круизом. Стоит это удовольствие около 30 долларов с человека, и за полтора часа вы увидите все три эпохи архитектурных достопримечательностей города, а потом, сойдя на берег, сможете зайти в понравившиеся небоскребы и детально осмотреть их изнутри.
Музеи в Чикаго достаточно дороги – от 8 до 15 долларов, 5-6 долларов – для детей до 12-ти лет и пенсионеров. Вторник – день бесплатного посещения большинства музеев.
Если вы едете с семьей, советуем посетить местный зоопарк (рядом – Линкольн-парк), Музей естественной истории и Аквариум Шедд (вход - 15 долларов, на семью дают скидки). На Navy Pier есть Детский музей и масса водных аттракционов (в зимнее время работает самый большой в США – куда от этого «самого-самого» деваться – каток).